Новости


Точка зрения


Сергей Донской: раздельный сбор мусора в России станет нормальной практикой Сергей Донской: раздельный сбор мусора в России станет нормальной практикой
Глава Минприроды России Сергей Донской в интервью «Ведомостям» рассказал об изменениях и новшествах в сфере обращения с отходами, о решении «мусорного» вопроса.

Дмитрий Медведев: экологические вопросы нужно решать сейчас, а не ждать благоприятной экономической ситуации Дмитрий Медведев: экологические вопросы нужно решать сейчас, а не ждать благоприятной экономической ситуации
Глава правительства провел очередное совещание о расходах федерального бюджета на 2017-2019 годы в части природопользования и охраны окружающей среды. Следующий год в России, как известно, объявлен Годом экологии. Экологическая тематика включена в число государственных приоритетов и станет отдельным направлением работы президиума совета по стратегическому развитию.

Гутенев: Эффективная переработка отходов затруднительна без внедрения системы раздельного сбора мусора Гутенев: Эффективная переработка отходов затруднительна без внедрения системы раздельного сбора мусора
На Всероссийском селекторном совещании, которое состоялось накануне в Национальном центре управления в кризисных ситуациях МЧС России, со стороны представителей Минстроя РФ было заявлено о внедрении раздельного сбора отходов в восьми субъектах Российской Федерации.

Минприроды опубликовало поправки к закону об отходах
Минприроды опубликовало поправки к закону об отходах

Минприроды опубликовало поправки к закону об отходах

Минприроды опубликовало очередные поправки к закону об отходах — "в части экономического стимулирования" деятельности по обращению с ними, они должны быть рассмотрены на заседании у вице-премьера Аркадия Дворковича 4 октября.

Идея министерства о создании коммерческих региональных операторов, выполняющих местные программы управления отходами и распоряжающихся деньгами федерального внебюджетного фонда, несмотря на жесткую оппозицию ФАС и Минэкономики, по-прежнему зафиксирована в проекте.

Связанный с госкорпорацией "Ростех" закрытый ПИФ "РТ-Инвест" продолжает скупку профильных активов в регионах, но Минприроды уже готово отказаться от идеи региональных операторов.

Спираль развития событий такова:
Минприроды предложило создать в каждом регионе по специальному оператору по утилизации отходов.
В правительстве прошло очередное совещание об утилизации отходов. Решение, каким будет механизм, принять снова не удалось. «Работа над поправками продолжается», — сообщил представитель Аркадия Дворковича.
Изменения в закон об отходах, которые вводят ответственность производителей за бытовой мусор от их продукции, разрабатываются с 2010 года. В 2011 году Госдума приняла проект в первом чтении. С тех пор обсуждаются правительственные поправки: в них должен быть описан механизм ответственности.

Президент Владимир Путин поручал внести проект в Госдуму еще в декабре 2012 года.
Сроки не раз сдвигались, а в апреле Путин дал еще год на утверждение механизма. Если удастся принять документ в осеннюю сессию Госдумы, то сбор может взиматься с 2016 года, объясняла ранее директор департамента Минприроды Светлана Юрманова.
На прошлой неделе Минприроды опубликовало новую редакцию правок ко второму чтению проекта.

Производители и импортеры должны будут гарантировать утилизацию отходов от своей продукции по отраслевым нормативам, которые установит правительство.

Те, кто не сможет обеспечить утилизацию, должны платить сбор в государственный внебюджетный фонд.
Один из основных вопросов — кто и как будет расходовать средства фонда. Обсуждались два варианта, рассказывала Юрманова: субсидии регионам или оплата услуг региональных операторов по обращению с отходами.
Согласно поправкам, подготовленным Минприроды, в каждом регионе будет работать всего один оператор, получающий субвенции из фонда. Он организует «практическую деятельность по сбору, накоплению, обработке, утилизации, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов» в соответствии с региональной программой обращения с отходами, говорится в документе.

Оператор заключит договоры с другими компаниями, работающими с отходами, и станет единым расчетным центром оплаты коммунальных услуг по обращению с отходами.
Предполагается, что каждый регион выберет оператора на конкурсе.
Такие «супероператоры» убьют конкуренцию, опасается федеральный чиновник, участвующий в дискуссии. Положения о региональном операторе нужно «проработать с точки зрения антимонопольного законодательства», указывало Минэкономразвития.
Дворкович тоже прохладно относится к этой идее, знает чиновник. Представитель Дворковича его позицию не комментирует.
Региональные операторы представляются искусственной надстройкой, замечает вице-президент Национального тарного союза Петр Бобровский, непонятно, зачем они нужны, к тому же у фонда, в который будут перечисляться сборы, наверняка появятся региональные подразделения.
Сама по себе идея региональных операторов не так плоха, ведь отрасль во многих регионах предстоит создавать с нуля, говорит директор по программам «Гринпис» Иван Блоков, но на практике появление официального монополиста ни к чему хорошему не приведет.
На мусорном рынке уже началась консолидация: в июне фонд «РТ-Инвест», созданный Госкорпорацией Ростех (у него 25,01%), сообщил, что покупает нижегородского оператора сбора и переработки отходов «Агжо», в который входит 18 предприятий, обслуживающих три региона — Владимирскую, Нижегородскую и Волгоградскую области. Люди, близкие к сторонам сделки, говорили, что актив может обойтись фонду в 40 млн долларов.

Предприятие будет объединено с ранее купленным казанским предприятием ЖКХ.

До конца года Ростех войдет еще в три региона, обещал гендиректор госкорпорации Сергей Чемезов.

Но, пока: "Мусор поставил правительство в тупик. Чиновники никак не придумают систему утилизации отходов."

Это отдельная отрасль переработки антропогенных и техногенных ресурсов, лсабо развитая в регионах, правительством рассматривается как способ экономического роста, но введение "единого оператора" может свести на нет всё идеи правительства на этот счет.

Пока правительство размышляет, в России уже создано Национальное объединение СРО операторов по обращению с отходами, в пику Сергею Чемизову и "Ростеху"
Поправки в №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обсуждаются экспертным сообществом очень давно. С особым вниманием переработчики относятся к вопросу создания саморегулируемой организации в этой отрасли.
По замыслу авторов документа, региональные СРО должен объединить единый оператор по обращению с отходами, который и займется регулированием рынка.

Эти нововведения могут положить начало формированию цивилизованной системы сбора и переработки отходов, но на данном этапе никто достоверно не может сказать, появится в стране федеральный оператор по обращению с отходами или нет.
Компании-переработчики отходов решили самостоятельно сформировать Национальное объединение, которое в перспективе сможет взять на себя функции регулятора отрасли. Как рассказывают учредители, новая некоммерческая организация займется выработкой отсутствующих сегодня единых правил работы, стандартов и технических регламентов и в дальнейшем сможет представить государственным деятелям готовую рабочую модель СРО в сфере обращения с отходами.
Создание Национального объединения означает начало институциональных преобразований в системе управления отходами.
Управление в значительной части ключевых отраслей экономики сейчас осуществляется в сегментах государственного регулирования, муниципального самоуправления и профессионального саморегулирования.

Причем последний сегмент (профессиональное саморегулирование) достаточно нов для отечественной практики.
В этой ситуации закономерен и логичен вопрос – зачем институт саморегулирования необходим в сфере обращения с отходами производства и потребления. Какие механизмы экономической модели и алгоритмы их организации должны привести к должному для страны результату в этой сфере?
Первое, необходима профессиональная инвентаризация данной сферы. К примеру, говоря о полигонах Росприроднадзор оперирует их количеством в 1092 единиц, Роспотребнадзор – 4617, а по данным субъектов РФ их количество насчитывает 3919 единиц.

Поэтому возникает необходимость в инвентаризации системы. Если говорить об управлении, то нужно понимать, чем ты управляешь.
Второе. На сегодняшний день у нас вся система нормативно-технического регулирования в этой сфере находится на уровне 1970-х годов. Следовательно, новые технологии, включая управленческие, в документах 40-летней давности никак не регламентированы.
Третье, исходя из масштабов проблемы, важнейшим элементом построения отрасли является ее экономика. А чтобы ее стабилизировать, необходимо финансирование. Большинство мусоросжигательных, мусороперерабатывающих заводов и полигонов выработали свой ресурс. Для создания новых потребуются серьезные инвестиции. Но где их взять? У государства необходимого объема средств просто нет.
В итоге, мы имеем минимум три серьезных проблемы, которые необходимо решить: инвентаризация отрасли, потребность в финансировании и экономических моделях, техническое регулирование.

Для инвентаризации отрасли можно поставить перед государственным аппаратом соответствующую задачу, и он проведет необходимую статистическую работу. Поэтому вполне вероятно, что этот вопрос будет разрешен. Но степень его достоверности определит сходимость результатов государственной оценки и профессионального сообщества.

Национальное объединение НОСОО могло бы стать в решении этого вопроса партнером государственным структурам.
Далее - финансирование. Государство в этой ситуации однозначно не сможет выделить необходимый объем средств. На Западе, к примеру, существует система взимания утилизационного сбора.
В модельной системе парафискалитета механизм утилизационного сбора предполагается реализовать и в России. Вопрос заключается в том, в каком фонде этот сбор будет аккумулирован, и где этот фонд будет размещаться. Он необязательно должен быть государственным: в Германии он находится в системе профессионального бизнес-сообщества и торгово-промышленных палат.

Вопрос риторический, где его стоит размещать в России. Поэтому проблема решается тщательно – на кону стоит большая сумма денег.
Но и формирование Фонда утилизационного сбора не панацея от всех проблем «не утилизаций». Сформированные финансовые средства нужно уметь грамотно реализовать. Необходимы вариативные региональные программы, модели их построения и оптимизации применительно к особенностям каждого региона.

И такая задача может быть решена в рамках Национального объединения СРО.
Кроме того, помимо утилизационного сбора, в отрасль должен прийти частный бизнес. Он несет свои инвестиции только туда, где имеются полностью прозрачные правила игры.
Сейчас правила игры понятны не совсем, поэтому частные предприниматели и опасаются инвестировать свои средства в эту сферу.
Третья составляющая – грамотное техническое регулирование, которое также необходимо и будет обеспечивать понятные правила игры, как для государства, так и для бизнеса. Формирование системы стандартов обращения ТБО является прямой и законодательно закрепленной функцией СРО.

Подробнее в интервью с Павлом Жбановым, исполнительным вице-президентом Национального объединения СРО операторов по обращению с отходами производства и потребления.

По факту, российских потребителей продуктовых и не продуктовых товаров ожидает резкий всплеск цен, и падение качества жизни, на кону действительно огромная сумма денег, сопоставимая со сбором акцизов, но направляемая мимо бюджета в "свободное плавание".

Кого осчастливит правительство такой "кубышкой" - большой вопрос...
Но, кто пострадает, уже известно: и производители, и потребители, причем потребители пострадают дважды, сначала уплатят утилизационный сбор, а потом ещё и возместят расходы на сбор ТБО.

Источник:  http://wapkin.livejournal.com/

Возврат к списку

Академия коммунального хозяйства Национальная ассоциация производителей и потребителей золошлаковых материалов Институт проблем саморегулирования Swiss Invest Buro Проект 'Экология России' Сообщество 'Сделаем Вместе'